Тема «Руны и Астрология – параллели архетипов» для меня была наиболее интересной и наиболее сложной среди последних моих „рунических“ разработок. Как-никак, а астрология, хотя учение и эзотерическое по сути, но благодаря действительно серьезным астрологам и древности, и современности, смогло обрести „наукосистемный“ статус. В полной мере Наукой его не назовешь – наука требует Эксперимента, подтверждающего Гипотезу, а в Астрологии сложно поставить эксперимент с четким отбором действующих результативно факторов. Но использование точного математического аппарата вычислений, данных астрономии, использование психологии – всё это делает Астрологию весьма серьезной дисциплиной, претендующей на научность. Отсюда подход поиска архетипических параллелей Рун и Астрологии тоже должен выполняться на научной основе. Лично меня не удовлетворили уже имеющиеся гипотезы соотношения Рун и астрологических факторов. Не удовлетворили разработки, где Руны сначала соотносят со Старшими Арканами Таро (что само по себе весьма неоднозначно), а потом, в соответствии сопоставления Астрологии и Таро (что признается далеко не всеми астрологами) делают вторичное соотношение Рун и Астрологии. Не удовлетворили и рассуждения, основанные на личностно-эмоциональном понимании Рун. Ни вообще бездоказательные таблицы соответствий.
Руны как и Астрологию, следует относить к наукосистемной дисциплине – по крайней мере я не мало сделал, что бы показать научность Рун и вывести их из разряда банальных гаданий, гипермистических Учений или десакрализированных лингвистических феноменов.
Ниже представлена несколько сокращенная первая глава моей работы «Руны и Астрология – параллели архетипов».
Глава первая
Из которой читатель узнает, как не легко соединять внешне столь разное и поймет – что «разное» изначально уже соединено – в нас самих. И еще узнает, как много мы потеряли, перестав смотреть на звезды…
(…) Основа психики есть уже упомянутые архетипы. Между архетипами всегда существуют взаимосвязи, которые так или иначе влияют на проявления архетипа в жизни человека. Архетип – базовая основа некоего сценария, его лейтмотив, его суть. Каждый человек – актер, а его жизнь – сцена.
Например, если действует определенный архетип, то и на сцене будет разворачиваться определенная пьеса. Где бы ни играли «Гамлета» – в Москве или Мехико, в прошлом веке или лет через сто, как бы ни различался язык, костюмы и декорации, все равно – на сцене будет Гамлет и иже с ним. И итог один. Архетип в любую эпоху, в любом человеке срабатывает одинаково – роль одна и та же. Различается язык, тембр голоса, интонации – индивидуальные внешние проявления архетипов разнятся. Но лейтмотив останется. И никогда Яго не будет требовать верности от Отелло, а Меркуцио – безуметь от Джульетты (…)
Вернемся к нашей основной теме. Итак, изучаем архетипы. Для изучения следует найти уже существующую мировоззренческую систему с готовым аппаратом анализа и репрезентации (наглядного представления) целостной картины архетипов. Астрология этим параметрам соответствует хорошо. В ней есть иерархизированная системность: 12 знаков, светила и планеты, определение их сил, аспекты их взаимоотношений. Разработан весьма сложный и рабочий аппарат по-уровневых взаимосвязей и влияний.
И, главное, есть системное составление крайне наглядной «карты архетипов»: натальная карта (или транзитная, или иная…) и её толкование. Кроме того, в Астрологии есть большой плюс – система не закостенела, постоянно развивается, есть поле для поиска и исследования.
Проблема астрологии – скудность фундаментальных описаний и несистемное описание архетипов. Кроме того, в существующей традиции астрология хорошо описывает горизонтальное развитие человека, работая только с определенным пластом реальности. То, что «глубже» или «выше» описать Астрологии более проблемно – средневековые астрологи об этом не писали, а основа Астрологии базируется именно на средневековых разработках, они наиболее фундаментальны, доказуемы, «рабочи»,.. А современных мнений по проблемам «вертикального» развития много, но часто они больше гипотетичны и эзотеричны, чем научны. Ну вот откуда, например, можно понять, что Нептун – высшая ступень Луны? Да ни откуда – просто говорят: «ну а как же? Луна такая, Нептун такой и вообще это именно так и я уверен в этом…»
С доказательным аппаратом в Астрологии существуют проблемы. Отсюда следует, что необходимо описание ее другой системой, так же работающей с человеком и имеющей сходные качества и задачи. И применять в этом совместном описании, для взаимосочетания двух систем, нужно третью – имеющую более детальный описательный аппарат. В общем, применить знакомый еще из средневековья троичный диалог. Отсюда я и предлагаю взять Астрологию, Руны и Психологию – и получить весьма интересное и целостное системное представление о Человеке и его Жизни.
Не могу не упомянуть об одной главной проблеме, которой страдают последователи всех трех систем: частичные проявления Сил, описываемых системой, принимают за сами Силы. Так, астрологи часто превращаются в мистически настроенных астрономов. Они говорят: «Меркурий у вас в натале очень плох». То есть реальное планетное тело Меркурий, (находящееся за сколько-то там миллионов км от вас) плохо влияет на вашу речь, логику и торговлю. На самом деле Астрология изучает не планетарные тела или их влияния, а базовые энергоинформационные потоки (астральные потоки). И даже не потоки, а их проявление в психике человека и его жизни.
Так уж устроил Творец Вселенную, так сотворил великий Часовщик, что некоторые планеты и светила отражают актуальное состояние этих потоков (тоже далеко не всех). И поняв законы движения планет, мы получим возможность прогноза действия базовых астропотоков. Древний астролог не имел нужного математического аппарата, тем более таблиц эфемерид и компьютерных программ. И приходилось сидеть на башнях, чертить сферы (которые все норовили стать эллипсами), и очень часто смотреть в Звездное Небо, согласуя жизнь с великими Часами Бога.
Я думаю (и как психолог, и как маг, и просто как человек), что именно это способствовало высокой духовной силе древних Мастеров Астрологии, и гениальным прозрениям, и высокому прагматизму. Ты изучаешь Небо. Но и оно изучает тебя, входя в тебя, становясь тобой – заполняя тебя Звездами и устремляя бег твоих чувств, мыслей, биение сердца и ток крови по идеальным звездным орбитам…
Сейчас астрологи в небо не смотрят – что значительно интенсифицировало процесс составления карты. Но не всегда привело к верному ее пониманию – ведь древние, впитывая в себя бег звезд, наверняка слышали и скрытый за ними ритм Великих Часов вечного Часовщика. Наш астролог чаще слышит шум прокрутки жесткого диска. И впадает, по сути, в примитивный уровень магического мышления (…)
Люди, работающие с Рунами, зачастую не лучше астрологов. «Рунистам» сложнее – нет общедоступного, общепринятого, базового описания Системы Рун. Есть только четкая система символов. И изучать её часто приходится по старому, доброму принципу: «смотри!». «Смотри!», как говаривал Пифагор своим ученикам, вспоминая то, как учили его самого ассирийские маги – жестами и картинками, ведь языка ассирийцев он не знал, а они не учили греческий.
Нет общедоступного знания трудов Древних о Рунах, знания, на которое можно опереться любому в Рунах, с которым не поспоришь. Есть, конечно, знания традиционных рунных кругов – но передаются они индивидуально, кропотливо постигаются годами… В общем, с одной стороны, простор для вымыслов и мечтаний огромен. С другой стороны – есть нечто, сильно отличное от астрологии.
«Рунисту» не нужно иметь натальные карты и компьютерные программы, не надо идти к профессионалу-специалисту. У него есть волшебная, непостижимая бытовым уровнем мышления вещь – Рунный Набор. И как не кидай Руны – они всегда дадут верный ответ, всегда лягут так, как действительно развивается ситуация. Руны в этом плане не уникальны – китайцы, например, бросают стебли тысячелистника или на худой конец – монеты (хотя в этом случае тысячелистник менее травматичен…) и получают гексаграммы, всегда соответствующие реальности.
Так вот, плашки рунного набора – инструментальный архетипический аналог «планет» и «светил». Они создаются мастером так, чтобы, как компас, всегда показывали те базовые энергоинформационные потоки, которые сейчас актуальны в жизни конкретного человека. И ложатся они так, как сформировалась «сеть потока», «узор судьбы»… Расклад в Рунах – аналог астрологической Карты.
И при работе с набором, не видя Потоков (а как ты их увидишь?) многие «рунисты» впадают в ту же примитивную ловушку: «рунами» они называют символы и плашки и думают, что от плашек-рун зависит их жизнь и события.… Астрологи тоже Потоков не видят, но их „плашки“ покруче рунных – планеты, звезды, астероиды. (…)
На самом деле рунолог, как и астролог, изучает архетипы психики, проявляющиеся в потоках Рун. Только в Рунах (по крайней мере, в том направлении, которое развиваю я) есть более системное описание взаимосвязи Рун в человеке и мире. И Руны дают картину вертикального развития психики человека, которой так не достает Астрологии.
Психологам вообще туго – хоть «архетипы» описали научно именно они, и психология есть Наука, но нет в психологии наглядных карт психики. Не во что ткнуть пальцем и, ведя по линии аспекта, сказать: «вот что будет, ведь ваш архетип Трикстера сейчас в интересной аспектации с архетипом Самости…».
Правда психосоматика, как психологическое направление, делает шаги по нахождению отражения психики в теле человека и составления наглядных взаимосвязей типа: «печень болит – гнев подавляете». Однако таких однозначных соответствий не так уж и много, с одной стороны. С другой – профессиональная деформация с психологом играет злую шутку. Психолог вместо изучения человека начинает изучать части его психики, его архетипы, придавая им самостоятельность. Именно архетипы становятся главными Силами, а человек – всего лишь полигоном их проявлений. Психолог забывает о целостности – о самом человеке, о его возможности управлять психикой, а не наоборот. И начинает психолог поклоняться архетипу, отдавая ему человека….
Пока системы, изучающие единое – человека, будут существовать порознь, ситуация будет напоминать поиски трех кусков карты Клада, разбросанных по разным областям человекознания. При этом ситуацию отягощает и то, что сами системы принадлежат к разным уровням культуры. Психология — Наука, часто фанатично и суеверно боящаяся проявлений мистического. Руны – Магия, не боящаяся ничего и не грузящая себя доказательствами своей правоты (и так работает…). Астрология – Эзотерика, слишком настойчиво стремящаяся доказать, что она Наука, а не весьма действенная Магия. При соединении этих систем проявится Сила – подход к Человеку с абсолютно разных сторон.
Соединить, вернее, сопоставить Руны и Астрологию пытались и раньше. Первой ласточкой (по крайней мере, для меня) была толстенная книга «Астрологическое толкование рун». Авторы работали „на совесть“ и выложились „по полной“. Еще бы приложить в эту работу знания и системности… Пока авторы писали о Рунах – всё было просто великолепно (не считая десятка несуразностей типа происхождения Рун от кельтов…). Об Астрологии написали похуже (по крайней мере, так сказали мне астрологи). А соединение Рун и Астрологии им, мягко говоря, не удалось. Хотя большой плюс – прослеживается у авторов попытка системности и доказуемости. Причем, именно на основе взаимосвязи архетипов и мифологии – только вот понятых авторами слишком индивидуально.
Дальнейшие попытки были по-скромней и вообще недоказуемы – просто предоставлялась таблица соответствий и высшим доказательством является «а мне это видится так…».
В общем, у меня были отрицательные примеры – и спасибо им за это. Опираясь на присущее мне логико-системное мышление (вроде бы немалую часть в этом сыграл Асцендент в Скорпионе и интересные положение Урана и Плутона в Деве на МС, а также высшее математическое образование) я решил работу сделать хотя бы „наукоприближенной“.
Первичное исследование проходило в два этапа – от Рун к Астрологии.
На первом этапе были найдены взаимосвязи между базовыми астрологическими архетипами, выраженными в символике знаков Зодиака и планет, (в том числе, Хирона и Прозерпины) с системой архетипической символики Футарка – системой Старших Рун.
Поиск взаимосвязи я решил расширить максимально, с тем, чтобы доказательность была видна явно. Учитывал я следующие характеристики:
сходство символьных изображений;
сходство мифологических сюжетов;
сходство толкований и смыслов;
сходство на уровне архетипов в системе перинатальных матриц С. Грофа.
Изображение: при сравнении изображений учитывалась специфика изображений Рун – изображение Руны включает в себя только прямые вертикальные и наклонные линии, предназначенные для резания на дереве и черчения на металле. Кроме того, руны – максимально стилизированные петроглифы (как впрочем, и большинство букв в алфавитах), коим скорее всего десятки тысяч лет и далеко не всегда их символический смысл явен из изображения напрямую.
Символизм: символизм рассматривался, прежде всего, в архетипическом ключе. Символ, как минимум, отражает, а максимум – активирует, определенный поведенческий комплекс Бессознательного (архетип), что вызывает определенное психофизиологическое состояние, восприятие, мотивацию, мировоззрение и направленность деятельности. Кроме того, активируемый архетип автоматически («синхронно» – по Юнгу) вызывает и определенный событийный комплекс (реакцию среды, прежде всего социальной).
Мифология: при сравнении мифологий Греко-римской (которая используется в Астрологии) и Скандинавской следует учитывать, что их пантеоны не совпадают напрямую и, не смотря на заверения древнеримских историков о прямых параллелях, таковых культурно нет. Но если рассматривать Миф, как отражение в культуре проявление архетипов Бессознательного, то эти параллели существуют – хотя не всегда столь явные, но всегда находимые – даже без применения изощренного многоходового анализа.
Толкования проявлений: в толковании проявлений учитывались психологические характеристики и событийные процессы, соответствующие как Рунам, так и астрологическим факторам.
Перинатальные матрицы: Перинатальные матрицы – базовые структуры системы, созданной С. Грофом на основе исследования дородового опыта жизни. Система описывает четыре базовых комплекса архетипов, которые проявляют себя на протяжении всей жизни как основа любого поведенческого сценария. В своей книге «Руны – исток жизни» я подробно рассматриваю эту тему и, на основе системы Футарка (ряда Старших Рун), даю описание фаз перинатальных матриц и уровней их реализации, связанных с аттами (базовыми разделами Футарка). (…)
На втором этапе исследования я шел от Астрологии к Рунам. На основе найденных рунных соответствий и астрологической таблицы Сил Планет я рассматривал сочетания Рун, соответствующих силам в определенных знаках (управление, экзальтация, изгнание, падение) традиционному и современному взгляду на взаимодействие Рун в рунных сочетаниях. При этом полученные сочетания я рассматривал как взаимосвязанные комплексы архетипов, описывающие один сценарий – учитывалось и мифологическое, и символическое, и психологическое, и событийное соотношение проявлений соответствующих Рун.
Если система соответствий на первом этапе исследования мною была найдена правильно, то на втором этапе я должен был получить абсолютно непротиворечивые, более того – взаимодополняющие сочетания Рун, взаимораскрывающие смысл друг друга.
Результат превзошел мои ожидания – раскрылись именно глубинные взаимосвязи Рун, проявились четкие объяснения расположения соответствующих планет в Таблице Сил.
В практическом аспекте появляется возможность описания логически обоснованной системы составления рунических формул для использования их в виде энергоинформационных резонаторов. Эффективность их обусловлена тем, что изображения рун являются архетипическими символами и каждый из них автоматически активирует соответствующую психическую программу. Для целостной, безопасной и целеэффективной активации необходима некая система, опирающаяся на объективные факторы – таковыми предлагается считать астрологические влияния, отображенные в натальной карте и составлять резонатор в соответствии с рекомендациями Астрологии и астролога.